Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (НСК) совместно с Региональным офисом Структуры «ООН-женщины» для стран Европы и Центральной Азии представили результаты публикации «Цели в области устойчивого развития (ЦУР) и гендер в Кыргызской Республике». Цель мероприятия заключалась в информировании представителей государственных органов, гражданского общества, научных кругов и международных организаций о текущем состоянии и прогрессе в области устойчивого развития и гендерного равенства для принятия обоснованных политических и управленческих решений в рамках реализации ЦУР и расширения прав и возможностей женщин и девочек.
Участники обсудили вопросы насилия в отношении женщин и девочек, неоплачиваемого домашнего труда, уровня занятости и участия женщин в процессах принятия решений, а также необходимость сбора гендерных данных для мониторинга прогресса достижения ЦУР. В приветственной речи Бактыбек Кудайбергенов, Председатель НСК, отметил: «Мы живем в век цифровизации, когда статистика и данные имеют важное значение в принятии обоснованных политических и управленческих решений для устойчивого развития. Улучшение сбора гендерно-дезагрегированных данных является одним из приоритетов Национальной стратегии по развитию официальной статистики до 2030 года».
Согласно публикации НСК и Структуры «ООН-женщины» в 2021 году по сравнению с 2015 годом число пострадавших от семейного насилия увеличилось почти в 3 раза1, при этом 96% пострадавших – женщины. Тем временем, ранние и принудительные браки остаются острой социальной проблемой в Кыргызстане: 12,9% женщин вступают в брак до достижения 18 лет2. В сельской местности этот показатель почти вдвое выше, чем в городах.
«Своевременная и дезагрегированная гендерная статистика является важнейшим рычагом для ускорения прогресса в реализации прав женщин и девочек в контексте цифровизации и достижения Целей устойчивого развития», - подчеркнула Улзийсурен Жамсран, Представительница Структуры «ООН-женщины» в Кыргызстане.
В отчете также подчеркивается, что женщины в Кыргызстане тратят почти в 5 раз больше времени на неоплачиваемый домашний труд по сравнению с мужчинами, что препятствует их более широкому участию в профессиональной деятельности. Так, 63,4% женщин трудоспособного возраста указали, что не работают по причине ведения домашнего хозяйства. Тем временем, работающие женщины затрачивают в 6,5 раза больше времени на домашние дела, чем работающие мужчины. В итоге, у женщин остается в 1,4 раза меньше свободного времени на досуг, чем у мужчин.
Участие женщин на уровне принятия решений также остается на низком уровне. Несмотря на вступление в действие нормы избирательного законодательства, согласно которой при выбытии депутата из фракции, мандат может передаваться только депутату того же пола, из года в год число женщин-парламентариев в Кыргызстане продолжает сокращаться. В 2021 году доля женщин в Парламенте составила всего 20,5%. На государственной службе также сохраняется тенденция преобладания мужчин (59,3 %), но наибольший гендерный дисбаланс регистрируется на уровне политических и специальных должностей, где доля женщин составляет всего 24,2 %. Доля женщин на руководящих должностях в 2021 году составила 42,9 %.
В ходе презентации Региональный советник по данным офиса Структуры «ООН-женщины» для стран Европы и Центральной Азии Ала Негруца отметила важность дополнительных усилий и инвестиций в области гендерной статистики для улучшения процесса планирования, разработки и мониторинга политик, направленных на достижение гендерного равенства и выполнение национальных и международных обязательств страны. «Инвестиции в гендерные данные являются неотъемлемой частью эффективного распределения ресурсов для продвижения гендерного равенства», - добавила Ала Негруца.
В публикации также отмечается низкий уровень экономической активности женщин в Кыргызстане, где уровень занятости женщин не превышает 42,4%. Кроме того, уровень женской безработицы в 1,3 раза превышает уровень безработицы мужчин. При этом, если уровень занятости среди мужчин в городских поселениях равнозначен его уровню в сельской местности, то уровень занятости городских женщин на 7,3 процентных пункта превышает занятость среди сельских женщин. Наибольший разрыв в уровне занятости между мужчинами и женщинами наблюдается в возрасте от 25 до 34 лет, что зачастую обусловлено рождением детей у женщин этой возрастной группы. Сохраняется неравенство также и в оплате труда женщин и мужчин, где средняя заработная плата женщин составляет лишь 75,1 % от средней заработной платы мужчин.
В 2015 году, наряду с другими странами, Кыргызская Республика взяла на себя обязательство по выполнению международных обязательств в рамках Повестки ООН по устойчивому развитию до 2030 года путем национализации ЦУР. Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин является неотъемлемой частью каждой из 17 ЦУР. Внедрение гендерных подходов в ключевые стратегические документы и планы действий к ним было определено как важное условие для эффективного продвижения гендерного равенства.
Статистический сборник «Цели в области устойчивого развития и гендер в Кыргызской Республике»3 подготовлен НСК при поддержке Регионального офиса Структуры «ООН-женщины» для стран Европы и Центральной Азии в рамках программы по улучшению гендерных данных и статистики «Каждая женщина и девочка значима».
1 В 2017 году были введены временные охранные ордера, а также расширены обязанности ОВД по реагированию на поступающие обращения по фактам семейного насилия.
2 Национальный статистический комитет КР, "Кластерное обследование по многим показателям КР», 2018.
3 Данные представлены за пять лет - с года принятия ЦУР (2015 года) и по итогам 2021 года. Для анализа долгосрочных тенденций, в некоторых случаях, приведены статистические данные за 2010 год.